Новости ФИЛФАКа ГСГУ

Путешествие студентов-филологов в мир кочевников

Как часто нам, утомлённым суетой и высоким темпом жизни современной цивилизации, хочется просто присесть у огонька и отдохнуть от беготни и забот! В деловой жизни любого представителя городской культуры таких моментов становится всё меньше. Но как же интересно узнать о тех народах, кто сохранил способность замедлять бег времени обращением к традициям и отказом от городского образа жизни.
  У студентов 2 курса филологического факультета возможность увидеть пример бытовой, педагогической, культурной традиции кочевых народов появилась 17 октября 2016 года, когда они приехали под руководством доцента кафедры педагогики Анны Владимировны Лексиной на учебную экскурсию в «Музей кочевой культуры» в г. Москве.
  Такие учебные экскурсии проводятся А. В. Лексиной в процессе изучения студентами курса по выбору «Этнопедагогика в культурной системе социума». В этот раз уже третья команда филологов стала ближе не только к педагогическим событиям из жизни кочевых народов Сибири, но и узнала для себя много нового в филологическом направлении: фольклорном, языковом, архетипическом освещении особенностей жизни тувинских шаманов.
 Замечательно представленные эрудированным и артистичным экскурсоводом Дмитрием зарисовки из жизни шаманов, их роли в консолидации кочевых племён русского Севера, их культурно-педагогической миссии произвели большое впечатление на всех экскурсантов. Студенты не только расширили свой культурный кругозор (например, узнав, кто такой акын и как он может избежать миссии шамана), но и услышали редкий образец песни ритуального посвящения в шаманы, записанной более века назад и мастерски исполненной Дмитрием, одетым в традиционный шаманский наряд: оленьи сапоги, маску и рубаху, расшитую верёвочками, медными зеркальцами и колокольчиками. Такой наряд, по верованиям народов Севера, помогает шаману укротить злых духов и решить все проблемы людей, попросивших помощи у специалиста по связям между мирами.
  Как показывает практика подобных учебных экскурсий, обращение к сравнительным опытам педагогической деятельности даёт студентам направление для будущей исследовательской работы, нацеливает их на разработку мероприятий воспитательного характера, что необходимо как для будущей педагогической практики, так и для анализа и обобщения культурно-педагогического опыта человечества.
  Организаторы экскурсии (заведующая кафедрой педагогики А. В. Леонова, доцент кафедры педагогики А. В. Лексина) и её участники – студенты 2 курса филологического факультета выражают благодарность руководству университета за предоставление транспорта и особую благодарность механику транспортного отдела Татьяне Юрьевне Козловой за постоянную готовность к сотрудничеству и водителю микроавтобуса «Пежо» Игорю Михайловичу Зимину за внимательное отношение к экскурсантам и за безопасную, комфортную и быструю доставку студентов к месту назначения.