Целью демонстрационного экзамена по методике литературы было проверить уровень готовности и компетентности студентов как учителей-словесников. Данный итоговый контроль стал финальным в процессе изучения дисциплины «Методика обучения литературе» (экзамен в 8 семестре) и двух практик, пройденных студентами-филологами (производственная (педагогическая) – 9 семестр и преддипломная – 10 семестр).
Каждый экзаменационный билет состоял из одного задания, в котором указывались класс, этап урока и его тема. На подготовку студентам отводился астрономический час, по истечении которого в аудитории перед комиссией они проводили свой фрагмент урока.
Фрагменты учебных занятий, показанные студентами, охватывали разные этапы работы учителя-словесника на уроке литературы: мотивационный этап, объяснение нового материала, рефлексия, проблемный вопрос. Тематика представленных уроков была различной: «Рассказ А.П. Чехова «О любви» как история об упущенном счастье» (8 класс), «Изучение сказки «Царевна-лягушка» (5 класс), «Рассказ А. Платонова «Юшка»: призыв к состраданию и уважению» (7 класс), «Изображение отечественной истории в басне И.А. Крылова «Волк на псарне» (5 класс), «Изучение романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (9 класс).
Оценивались представленные фрагменты по 3х балльной шкале (от 0 до 3 баллов) и по следующим критериям: соответствие урока ФГОС, соответствие материала заявленному этапу урока, качество презентации, умение работать с классом, общая культура учителя. В оценочных критериях комиссия особенно обращала внимание на соответствие демонстрируемых фрагментов уроков ФГОС. Следует отметить, что данный критерий соблюдали все студенты. На высокие баллы были оценены и представленные студентами презентации. Видеоряд к уроку был не просто фоном, а соответствовал всем необходимым требованиям и помогал участникам экзамена вовлечь аудиторию (в роли школьников выступали однокурсники) в процесс активного сотрудничества. В целом, уровень представленных уроков был очень высоким. Так, 86% участников экзамена показали высокий уровень подготовки, набрав от 13 до 15 (максимальный балл) баллов. 12% студентов набрали от 10 до 12 баллов, продемонстрировав хороший уровень. Результат 2% участников экзамена составил 9 баллов, что соответствует удовлетворительному уровню.